Перейти на сайт автора книги

Поминание Аллаха - свет!

36. Зикр — свет для поминающего в этом мире, свет в его могиле, свет в День Воскрешения, освещающий ему Путь. Ничто не освещает сердца и могилы, так как это делает поминание Аллаха.

Всевышний сказал: «Разве тот, кто был мертвым, и мы оживили его и дали ему свет, с которым он идет среди людей, похож на того, кто во мраке и не выходит их него?", (сура «Животные», 122 аят).

Первый — это верующий, освещенный верой во Всевышнего, любовью к Нему, познанием и поминанием Его, другой — это небрежный по отношению к Всевышнему, отвернувшийся от Его поминания и любви к Нему. Значимость любого дела, его успех — именно в том свете, любое несчастье, неудача — в его потери.

Поэтому пророк, мир ему, очень сильно просил своего Господа дать свет в своей коже, костях, жилах, волосах, коже, в слухе, в зрении, сверху, снизу, справа, слева, сзади и спереди, и в конце добавлял: «сделай меня светом!, (часть хадиса переданного Муслимом (763), Ахмадом (1/373, 352, 343, 284), Насаи).

Он, мир ему, просил Всевышнего одарить его светом снаружи и изнутри, окружить его им
со всех сторон, сделать его самого светом. Религия Всевышнего — свет, Его книга — свет, Его посланник — свет, обитель, которую Он приготовил для верующих — свет, сам Он, Благословен Он и Возвышен, свет небес и земли, одно из имен Всевышнего: «ан-Нур» — Озаряющий, мрак освящен Светом лика Его.

Ибн Мас'уд, да будет доволен им Аллах, говорил то, что: «У вашего Господа нет ни дня, ни ночи, свет небес и земли от света лика Его». Всевышний Аллах сказал: «И засияет земля светом Господа ее»,(суры «Толпы», 69 аят).

Когда в день Воскрешения, Всевышний придет для суда рабов, земля засияет Его светом. В этот день не будет ни солнца, оно будет скручено, ни луны, так как оно затмится, свет их исчезнет, а останется лишь покрытие Аллаха — свет.

Абу Муса, да будет доволен им Аллах, рассказывал: Однажды пророк, мир ему, встал среди нас и сообщил нам про пять вещей: «Поистине, Аллах не спит, и не подобает Ему это, Он опускает весы и поднимает их. Ночные дела поднимаются к нему перед дневными, дневные /дела/ перед ночными. Его прикрытие — свет. Если бы Он убрал её, великолепие и блеск лика Его, уничтожило бы все то, чего достиг Его взор». Потом он (передатчик хадиса) прочитал следующий аят: «Благословен тот, кто в огне (от ибн Аббаса и некоторых других ученых, да будет доволен ими Аллах, передаётся, что это был не огонь, а ярко пылающий свет. Будет не лишним упомянуть слова Ибн Джурейджа. Он отмечал, что: « сокрыты творения, а самого же Творца ничто не может покрыть. Огонь (упомянутый в аяте) — это свет; названа она так, потому что Муса увидел ее огнем. К тому же в арабском языке эти два слова взаимозаменяемы») и кто около него /из ангелов (о том, что это были ангелы нам сообщили ибн Аббас, Икрима, Саид ибн Джубейр, Хасан, Катада, да будет доволен ими Аллах.)», (сура «Муравьи», 8 аят).

Освещение прикрытия от Света лика Его. Если этого прикрытия не было бы, все творения, которых коснулся Его взор, сгорели бы. Гора, которой Всевышний маленечко приоткрыл это покрывало, обрушилось, не устояв перед Всевышним.

Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, про этот аят: «Не объемлют Его взоры», (сура «Животные», 103 аят), говорил, что: «Это Аллах, Велик Он и Славен, никто не устоит перед Ним, если Он проявится во всем Своем блеске». Подобное объяснение аята указывает на его тонкое понимание, и сообразительность, недаром посланник Аллаха попросил Всевышнего научить его толкованию.

Господь, Благословен и Возвышен, будет виден в День Воскрешения глазами, воочию, однако, это не означает, что зрение полностью охватит Его. Объятие более широкое понятие, нежели простое видение. Например, солнце мы все видим, однако полностью объять его, со всех сторон не можем. Когда ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, спросили про «видение Всевышнего в мире Будущем», он переспросил: «Видишь ли ты небо?». Тот ответил: «Конечно!». «Объемлешь ли ты его?» — «Нет». Тогда он сказал: «А Всевышний Аллах величественней и славнее!»

Всевышний привел притчу про свет в сердце Своего раба, которую могут понять и осмыслить только знающие. Аллах, Свят Он и Возвышен, сказал: «Аллах — свет небес и земли. Его свет — точно окошечко, в ней светильник; светильник в стеклянном сосуде; стекло — точно жемчужная звезда. Зажигается он от дерева благословенного — маслины, ни восточной, ни западной. Масло готово воспламениться, хотя его и не коснулся огонь. Свет на свете! Аллах Ведет к своему свету кого пожелает, и приводит Аллах притчи для людей. Аллах сведущ о всякой вещи»,(сура «Свет», 35 аят).

Убая ибн Ка'б, да будет доволен им Аллах, говорил: «Подобие Его света в сердце мусульманина».

Это свет, который Он вложил в его сердце из знания о Нем, любви к Нему, веры в Него и поминания Его. Это свет, который Он ниспослал к ним, и оживил им их, сделал его тем, с чем они идут среди людей. Его основа — их сердца, с укреплением его сущности, он /свет/ постепенно увеличивается и проявляется на их лицах, органах и телах, даже на их одеждах и жилищах.

Видит его лишь тот, кто из их рода, остальные творения не замечают этого. В День Суда этот свет будет освещать им дорогу в сплошном мраке Моста, до тех пор, пока они не перейдут его. Мощность освещения будет напрямую зависеть от крепости или слабости веры в этом преходящем мире. У одного он будет подобен свету солнца, у другого — луны, у третьего — звезды, у четвертого, будет как светильник. У кого-то его мощности хватит на освещение дороги лишь под своими ногами, и то этот огонечек будет, то зажигаться, то тухнуть. То есть, его состояние на Мосту, полное отражение его положения в бренном мире, этот свет проявится воочию. Свет лицемера нестабилен в этом мире, он явный, однако не имеет внутреннего содержания. В Мире Вечном ему будет дан такой же непостоянный свет, который введет его во тьму и потери.

***

Всевышний сравнил этот свет, его местоположение, носителя, его субстанцию с маленьким окошечком в стене. Она подобие груди. На этом окошечке — сосуд из наикачественнейшего стекла, он уподоблен жемчужной звезде, из-за своей чистоты и прозрачности. Это образ сердца. Данное сравнение использовано, так как именно стекло может содержать в себе такие свойства, как: прозрачность, тонкость и прочность. Незамутненность, чистота позволяют ему узреть Истину и Прямой Путь, благодаря тонкости он способен чувствовать сострадание, милость и жалость, прочность необходима ему, когда он сражается с врагами Всевышнего, жестко относясь к ним, непоколебимо стоя на Истине. Все эти вышеперечисленные качества не аннулируют и не противоречат одна другой, а наоборот, взаимодополняют и гармонично поддерживают друг друга.

«По милосердию Аллаха ты смягчился к ним; а если бы ты был грубым, с жестким сердцем, то они бы ушли от тебя", (сура «Семейство 'Имрана», 159 аят).
В одном из преданий говорится, что: «Сердца — сосуды Всевышнего на земле, а самые любимые Им из них: наитончайшие, наипрочнейшие и наипрозрачнейшие».

Противоположны вышеописанному сердцу — два других. Одно из них, каменное, черствое, лишенное милости, добра и благочестия. В нем нет прозрачности, чистоты позволяющей увидеть Истину, он жестокий невежда, не знающий Правды, немилосердный по отношению к творениям. Рядом с ним, слабое водянистое сердце, безвольное, не способное что-либо удержать, принимающее любые формы, однако не способное их сохранить или оказать на них влияние. Все кто общается с ним, воздействует на него, сильный или слабый, хороший или плохой.

В сосуде — горящий пламень на кончике фитиля. Горючим для него является — масло маслины, растущей на самом лучшем месте, там, где солнечный свет попадает на нее как в начале суток, так и в ее конце. Такое масло считается самым качественным, имеющим наисветлейший цвет, из-за подобной чистоты может создаться впечатление, что оно готово самовозгореться без прикосновения огня. Горючее вещество для светильника, расположенного в сердце верующего берется из Древа откровений, которое обладает величайшей благодатью, оно далеко от всевозможных отклонений и во всем придерживается середины, справедливости и наилучшего. В нем нет искажений, оно «золотая середина», между порицаемыми противоположностями.

Таково горючее для светильника Веры в сердце верующего. Качество масла таково, что
оно готово вспыхнуть само по себе и огонь, коснувшийся его, лишь усиливает его свет. Получается свет на свете.

Таков же верующий, сердце его лучезарно и готово понять Истину своим «фитратом» (врожденное чувство первичной веры) и разумом, без какой-либо подсказки. При соприкосновении с веществом Откровения, его естественный свет усиливается.

Таким образом, соединяются Свет Откровения со светом «Фитры», то есть, Свет на Свете. Он готов произнести Истину, даже ни разу не слыша о ней, услышав, его «Фитра» сразу же принимает Ее, возникает Свет на Свете. Верующий знает Истину своим «фитратом» в общих чертах, Откровение же позволяет ему более детально понять Ее. Из совокупности свидетельства Откровения и «Фитры» рождается вера.

Мыслящий должен поразмышлять над этим великим аятом, каким образом она согласуется с этими смыслами. В ней Всевышний упомянул Свой Свет, что на небесах и на земле, а также тот, что в сердцах Своих верующих рабов. Свет всеми понятный, зримый воочию и Свет, которым освещаются разум и сердце.

Свет ощущаемый, видимый глазами, которым освещены все уголки мира — высшего и низшего. Это два великих Света, один из них которых мощнее другого. Ни человек и ни кто другой обычно не способен существовать, там, где нет света, поэтому живые существа организуют свои поселения, где светлее. Общество и сердце, лишенное Света Откровения и веры — мертво, как тот участок земли, куда не доходит свет.

Всевышний Аллах указывает на то, что жизнь и свет взаимосвязаны: «Разве тот, кто был мертвым, и мы оживили его и дали ему свет, с которым он идет среди людей, похож на того, кто во мраке и не выходит их него?», (сура «Животные», 122 аят).

«И так Мы внушили тебе дух от Нашего веления, ты не знал, что такое Книга и Вера, но Мы сделали его светом, которым Мы ведем кого пожелаем из Наших рабов», (сура «Совет», 52 аят).

Кто-то считает, что местоимение в слове «Мы сделали его», возвращается на «веление». Кто-то говорит, что к «Книге», третьи же полагают, что к «Вере».

Правильно же то, что он указывает на дух, то есть: «Мы сделали этот дух, который Мы внушили тебе, светом», Он нарек его духом, так как от него рождается жизнь, и светом, из-за его сияния и блеска. Эти два понятия неразрывно связаны друг с другом. Там где есть жизнь, возникшая от этого духа, там непременно присутствует освещение, и, наоборот, там, где свет, там и жизнь. Тот, чье сердце не приняло дух, мертв, подобен тому, чье тело покинула душа.

Всевышний Аллах приводит две вида притч: водную и огненную. Вода, приносит с собой жизнь, а огонь - свет.

В самом начале суры «Корова», Он приводит следующий пример: «Подобны они тому, кто зажег огонь, а когда он осветил все, что вокруг него, Аллах унес их свет и оставил их во мраке, так что они ничего не видят», (сура «Корова», 17 аят).

Он сказал: «Аллах унес их свет», а не «их огонь», так как огню присущи два качества: сжигание и освещение. Он унес то в чем польза - свет, оставив им то, в чем вред - сжигания.

Таково душевное состояние лицемеров: лицемерие потушило свет их веры, в них остался только жар, кипящего в их душах неверия, сомнений и неуверенности, они поджарены этим пламенем изнутри в этом мире.

В день Суда Всевышний сожжет их сердца огнем, который будет вздыматься над ними. Это притча про того, в ком не было света веры в этом Преходящем мире, точнее о том, кто сам вышел из него, покинул его, после того как узрел им то, что вокруг. Это положение лицемера, узнавшего /Истину/, а потом отвернувшегося /от нее/, согласившегося /с Ней/, а потом отрекшегося /от Нее/. Его местонахождение во тьме, он глух, нем и слеп.

Всевышний Аллах сказал об их братьях-неверующих такие слова: «А те, которые считали ложью Наши знамения, — глухи, немы, во мраке», (сура «Скот», 39 аят).

«Те, которые не веруют, подобны тому, который кричит на тех, кто не слышат ничего, кроме зова и призыва: глухи, немы, слепы, — и они не разумеют!», (сура «Корова», 171 аят. Куртуби писал: «Всевышний сравнил наставляющего и призывающего, Мухаммада, мир ему, неверующих с пастухом, кричащего на баранов и верблюдов, которые слышат звуки голоса, однако не понимают ее смысла. Именно таким образом этот аят комментировали Ибн Аббас, Муджахед, Икрима, Суддий, Зуджадж, Фарра и Сибауи». Такого же мнения придерживался Хасан Басри и Катада, об этом нам сообщил Ибн Касир).

Всевышний уподобил лицемеров, вышедших из Света, с тем, кто разжег огонь, который осветил все то, что вокруг него, а потом потерял его, так как лицемеры, общаясь с мусульманами, молясь и постясь с ними, слушая Коран, наблюдая все достопримечательности Ислама, видели Свет воочию.

Всевышний про них сказал, что: «они не вернутся», (сура «Корова», 18 аят), потому что они оставили Ислам, после тесного контакта с ним, и освещения его Светом.

Про неверующих же Аллах сказал: «и они не разумеют»,(сура «Корова», 171 аят), так как они никогда и не размышляли над Исламом, не входили в Него, не пользовались Его Светом, все время оставаясь во тьме неверия, глухими, немыми, слепыми.

Свят тот, кто сделал Свою Речь лечащей душевные болезни, зовущей к вере и ее реалиям, призывающей к вечной жизни и постоянному наслаждению, наставляющей на верный путь. Понимающие уши внемлют призывающему к вере, сердца, свободные то заблуждений, исцеляются при соприкосновении с проповедями Корана.

Однако если в сердце свирепствуют бури страстей и сомнений, которые тушат ее светочи. Властвует небрежность и незнание, закрывающие двери верного пути и отбрасывающие прочь ключи к ним — такому сердцу Речь не принесет пользы. Опьяненное обольстительными страстями и ложными сомнениями, оно не слышит порицающего. Оно насквозь пронизано наущениями, которые по сути болезненнее для сердца, нежели удары копьями и стрелами. Однако оно уже умерла в пучине невежества и небрежности, плененное похотью и страстями, а: «мертвый не чувствует боли ран», (стих принадлежит перу поэта Мутанабби).

Содержание

Наверх

Перейти на сайт автора книги
Сайт управляется системой uCoz