Разновидности поминания74) Зикр бывает двух видов. Первый из них — поминание имен и атрибутов Господа, восславление Его Первый из них — восславление поминающим Его имен. Этот вид упомянут в Лучший вариант подобного поминания — это когда в нем соединяются во- Слова «Слава Аллаху, столько, сколько Он создал на небе, на земле и что между ними, столько, скольким существам Он Творец», лучше, чем простое: «Слава Аллаху». Привел Муслим. В хадисе от Джувейрии (это одна из жен посланника Аллаха) передается, что пророк, мир ему, сказал ей: «После тебя я сказал по три раза четыре фразы, если взвесить их, то они бы перевесили то, что ты сказала за сегодняшний день из поминания Аллаха. Эти слова: « Свят Аллах и хвала Ему, столько, сколько существует Его созданий, свят Аллах, столько раз, сколько Ему будет угодно, пусть вес этих славословий будет равен весу Его трона, а их количество будет равно числу Его слов», (Муслим (2726), Абу Дауд (1503), Тирмизи (3550), Насаи (4/77), Ахмад (6/325, 430), ибн Маджа (3808). В сборниках Тирмизи и Абу Дауда со слов Са'да бин Абу Ваккаса, да будет доволен им Аллах, передается, что (как-то раз) он вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, зашёл к одной женщине, которая поминала Аллаха, перебирая лежавшие перед ней косточки (или: мелкие камешки). (Увидев это, Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: "Я
укажу тебе на то, что будет для тебя легче и лучше). (Говори): «Слава Аллаху по
числу Его творений в небесах, и слава Аллаху по числу Его творений на земле, и
слава Аллаху по числу (Его творений) между небом и землёй, и слава Аллаху по
числу (всего) того, что Он (создал и создаст)», - (и то же самое
говори) о словах «Аллах Велик» (Аллаху Акбар), «Хвала Аллаху» (Аль-хамду
ли-Ллахи), «Нет бога, кроме Аллаха» (Ля иляха илля-Ллаху) и «Нет мощи и силы
ни у кого, кроме Аллаха» (Ля хауля ва ля кувватта илля би-Ллахи)", (Абу Дауд (1500), Тирмизи (3563). Хадис хороший). Лучший способ подобного поминания — восславление Его тем, чем Он восхвалил самого Себя или тем, чем восхвалил Его посланник Аллаха, без искажений этих слов, без их отрицания, уподобления и сравнивания с чем-то или кем-то. Этот вид зикра подразделяется на три вида, на хвалу, восславление и возвеличивание. Хвала Всевышнего — это сообщение о Его совершенных атрибутах с любовью и довольством. Нельзя назвать молчащего влюбленного хвалящим, также как и того, кто восхваляет Его, не испытывая к Нему чувства любви. Только при совокупности всего этого, то есть произнесения слов хвальбы и чувства любви, получается хвала в истинном смысле этого слова. Восславление же — это перечисление Его восхваляемых черт, одну за другой. Всевышний Аллах соединил все три вида в начале суры «Открывающая» и когда раб произносит: «Хвала Аллаху Господу миров», Аллах говорит: «Раб Мой восхвалил Меня». Когда он говорит: «Милостивый, Милосердный», то Он отвечает: «Раб Мой восславил Меня». Когда же он говорит: «Царь Судного Дня», Он отвечает: « Раб Мой возвеличил Меня», (часть хадиса, который передал Малик (1/84,85) и Муслим (395). 76) Второй вид зикра: поминание Его приказов, запретов и законов. Оно бывает двух видов:
Также к зикру Аллаха относится поминание Его милостей, добра, благодеяний и помощи, случаев, когда Он удостаивал кого-то чем-то. Таким образом, получается пять видов поминания Всевышнего Аллаха. Наилучший способ совершения поминания — это когда одновременно задействованы сердце и язык. После нее идет зикр сердцем, это второй способ. Третий — поминание Всевышнего одним лишь языком. Поминание сердцем лучше, чем зикр языком, так как поминание сердцем плодоносит познанием, порождает любовь, вызывает скромность, пробуждает страх, приводит к самоконтролю, отталкивает от проявления нерадивости в подчинение и пренебрежения грехами и проступками. Поминание одним лишь языком не оказывает такого влияния, если у него и есть благие последствия, они очень незначительны. СодержаниеНаверх |
||
|
||